Гендиректор крупнейшей в России золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачев оценил возможности реализации проектов по производству водорода, которые разрабатывает основанная им компания «Н2 Чистая энергетика». По его словам, скорость и объем наращивания производства в Мурманске, Магадане и на Камчатке будут зависеть от поддержки государства и спроса на водород на рынках сбыта в Европе и Азиатско-Тихоокеанского регионе.
Планы компании «Н2 Чистая энергетика» по производству водорода, которую в мае 2021 года основал генеральный директор крупнейшей в России золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачев, будут зависеть от рынков сбыта в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе и возможностей государства по поддержке инфраструктуры таких проектов. Об этом сам Грачев рассказал в интервью РБК.
«Ни один из этих проектов сам по себе не будет окупаться, если государство не поддержит в первую очередь развитие инфраструктуры. Соответственно, от готовности государства вкладываться в те или иные проекты будут зависеть скорость и объем наращивания производства», — отметил владелец «Н2 Чистая энергетика».
Основанная Грачевым компания по производству водородного топлива анонсировала строительство двух заводов — в Мурманске и Магадане — и разработку проекта Пенжинской приливной электростанции (ПЭС) на Камчатке. Стоимость проекта на Камчатке оценивалась в 1970-е годы более чем в $200 млрд. По словам Грачева, камчатский проект находится на очень ранней стадии.
«Наша задача и договоренность с правительством Камчатки в том, чтобы изучить возможность такого производства и, если оно в целом экономически оправдано, найти оптимальный вариант его строительства», — рассказал Грачев.
По его словам, Советский Союз отказался от проекта на Камчатке не из-за дороговизны, а из-за отсутствия спроса на такой объем электроэнергии. Грачев напомнил, что установленная мощность ПЭС составляет 110 ГВт, это чуть меньше половины от всей установленной мощности российской энергетики.
Производство водорода для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) только частично решает проблему спроса, а сам рынок АТР «тоже не резиновый». Россия там будет не единственным потенциальным поставщиком водорода, отметил собеседник издания.
«Поэтому, помимо изучения технической возможности для строительства ПЭС, нам предстоит проанализировать коммерческий спрос на водород с учетом расходов на хранение и транспортировку, которые сегодня являются основными статьями затрат в поставке водорода на рынки потребления», — сказал он.
По его оценке, два других проекта компании — по производству водорода в Мурманской области и Магадане — менее масштабные и менее капиталоемкие. У них, по словам Грачева, понятен рынок сбыта — Европа и страны АТР, но проектам не стоит придавать излишнего внимания до тех пор, пока они не пройдут стадию предварительного технико-экономического обоснования. Он добавил, что водород планируется производить методом гидролиза — для этого уже сейчас есть довольно стандартные технологии.
Основной вопрос — это генерация, которая должна быть очень конкурентной и дешевой, а также транспорт, отметил собеседник издания. В мире, по его словам, сейчас отсутствуют массовые технологии безопасного хранения и транспортировки водорода. Это приводит к значительному его удорожанию для конечного потребителя. Грачев назвал единственным экономически разумным решением транспортировку водорода в виде аммиака.
По проекту концепции развития водородной энергетики до 2024 года, Россия к 2050 году намерена зарабатывать на экспорте экологически чистых видов водорода от $23,6 млрд до $100,2 млрд в год, поставляя на мировой рынок от 7,9 млн до 33,4 млн т. Проекты по развитию водородной энергетики есть у «Росатома», «Газпрома» и «Новатэка».
Comments