top of page
Поиск

Крупнейшие игроки российского водородного рынка поделились планами развития отрасли на форуме «Открытые инновации»

Дискуссия «На пути к чистому водороду. Гонка технологий началась» была посвящена мероприятиям дорожной карты, подписанной между Правительством РФ, Росатомом и Газпромом в 2022 году. Позже соглашение с государством также заключила АФК «Система». На сессии все три ведущие компании рассказали, как именно собираются развивать водородное направление, а также обсудили основные тренды развития отечественного и мирового рынков водорода.



В 2023 году в мире было зафиксировано 1500 проектов в области водородной энергетики, что на 40% больше, чем в 2022 году. Объем подтвержденных инвестиций составил 39 млрд долларов (+17 млрд долларов). Размер заявленной странами господдержки до 2030 года — 280 млрд долларов. Такие данные привел заместитель генерального директора «РУСАТОМ КИП» Антон Москвин.


О своих амбициях в области использования водорода заявляют Япония, Южная Корея и Китай, и у каждой страны есть свои технические особенности спроса: кто-то больше ориентирован на аммиак как транспортный агент для дальнейшего производства водорода, кто-то сугубо на чистый водород и выстраивает логистические цепочки непосредственно на прием сжиженного газа. В России в 2021 году также утверждена концепция развития водородной энергетики, предполагающая создание соответствующих технологий и запуск территориальных производственных кластеров.


С точки зрения цветов водорода (способов производства) «Русатом» опирается на показатели выбросов углекислого газа — килограмм углекислого газа на килограмм водорода — и ориентируется на заказчиков Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжил спикер. Требования у заказчиков разные, но в среднем около 4 кг СО2 на 1 кг водорода. Уровень цен также разнится в зависимости от страны, как и меры господдержки. В Китае, например, реализуются региональные меры по отдельным провинциям. В Корее мер поддержки нет вообще. Японский рынок пока ограничен для России в силу геополитической ситуации, но в будущем Япония может стать хорошим заказчиком, и прежде всего по причинам территориальной близости.


Говоря о планах «Русатом КИП», Антон Москвин отметил, что компания разрабатывает технологии на всей цепочке поставок водорода и оборудования, и, в частности, технологии производства низкоуглеводного водорода на базе атомной энергии. В числе пилотных проектов — испытательный комплекс на Кольской АЭС, где водород предполагается производить методом электропиролиза, проект по декарбонизации промышленности и транспорта России, который предполагает производство экологически чистого (зеленого) водорода, а также проект в рамках Восточного кластера в Сахалинской области по производству водорода методом паровой конверсии метана (ПКМ).


Газпром делает ставку на водородную энергетику в рамках использования природного газа, рассказал генеральный директор «Газпром водород» Константин Романов. «Более 75% водорода в мире уже производится на природном газе, в том числе Газпром ежегодно производит 530 тыс. тонн. Мы видим перспективу в пиролизе метана, а также рассчитываем на получение водорода из сероводорода и смотрим на инновационные способы», — заявил спикер. В настоящее время компания разрабатывает научно-технические решения в области мембранных технологий для выделения водорода, для чего построена опытно-промышленная мембранная установка.


Также создан экспериментально-демонстрационный комплекс для развития технологий производства водорода из природного газа, и компания готова обеспечить инфраструктуру для проведения испытаний совместно с партнерами, подчеркнул Константин Романов. Для разработки технологических решений в области добычи природного газа в ближайшие годы Газпром намерен начать проводить испытания на скважинах.


АФК «Система» ориентирована на развитие инновационных решений с использованием водорода в разных отраслях промышленности и создание водородной экосистемы в городской среде — экологический транспорт, водородная погрузочно-разгрузочная техника, силовые установки для транспорта, катамараны и даже беспилотники на водороде, рассказал Юрий Добровольский, президент «Центра водородных технологий», который входит в состав АФК.


Первые в стране водородные грузовики планируется выпускать вместе с «КамАЗом». В ближайшее время будет создано совместное предприятие, которое уже через три года готово будет выпустить 100 грузовиков. Катамараны будут поставляться в Арабские Эмираты. Контакт на полное проектирование 50 катеров уже подписан. И в целом компания видит страны Эмиратов единственным на сегодняшний день заказчиком, заинтересованным в российском водороде, правда, исключительно в «зеленом», подчеркнул Юрий Добровольский. По его мнению, только такое топливо будет использоваться в будущем. А значит, единственным способом производства станет пиролиз воды.


Сама компания сейчас тестирует работу щелочных матричных электролизеров (генераторы водорода). В создании опытного образца установки помогают коллеги из «Сколтеха». «Благодаря разработкам «Сколтеха», специалисты которого придумали новые бесплатиновые катализаторы для щелочного электролиза, удалось повысить КПД готового элемента на 6%. Производство водорода планируется начать через 2–3 года», — сообщил Юрий Добровольский.


Директор института арктических технологий Юрий Васильев также рассказал о ряде пилотных водородных проектов, реализуемых на Сахалине. В их числе энерго- и теплоснабжение объектов на неэлектрофицированных участках железных дорог, создание мобильных водородных электростанций, проекты автономного энергообеспечения на основе произведенного на месте или привезенного водорода и другие.

Фотохостинг мероприятия находится на сайте форума.


Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года и является одной из самых влиятельных дискуссионных площадок, посвященных инновационному развитию. Организатор — Фонд «Сколково», соорганизатор – Правительство Москвы. Мероприятие проводится при поддержке ВЭБ.РФ. Генеральные партнеры форума: ПАО Сбербанк, Госкорпорация «Росатом», ПАО «Ростелеком» и ОАО «РЖД». Пресс-центр форума – коммуникационная группа АГТ.



Comments


bottom of page