top of page
Поиск

Рожденный водой: перспективен ли водород в судоходстве?

На днях правительство и ПАО АФК «Система» заключили соглашение о намерениях по развитию водородной энергетики. В России уже ведутся разработки судов на водороде, однако перспективы их коммерческого внедрения пока достаточно туманны.

Водород является одной из альтернатив для судов, использующих электродвижение. В России над соответствующими технологиями работает ряд компаний и научных организаций, в первую очередь водородные суда могут быть востребованы в сегменте пассажироперевозок. Однако для их массового использования необходимо создавать инфраструктуру.


В сообщении правительства указано, что реализация мероприятий «дорожной карты» позволит создать технологии и оборудование для производства, хранения, транспортировки и применения водорода на основе российских разработок.

«Водород на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных энергоресурсов в мире, и у России на этом рынке высокий потенциал. Мы заинтересованы в привлечении крупных индустриальных партнеров из частного сектора для расширения сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, достижения углеродной нейтральности и технологического лидерства нашей страны», – отметил вице-премьер Александр Новак.

В числе проектов Центра водородных технологий АФК «Система» – создание электрохимического генератора для одного из первых судов на водородном топливе в России, что позволит увеличить дальность хода электросудов.

«ПортНьюс» обратился за комментарием в компанию Sitronics Electro, участвующую в проекте создания судна на водороде. Как прокомментировал генеральный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов, пробный запуск пассажирского судна на водородном топливе планируется провести в сентябре 2023 года на акватории верфи в Ленинградской области.


«Энергоустановка для судна собрана Центром водородных технологий. Для проведения испытаний на воде ею будет переоснащен пассажирский электрокатамаран для прогулок Ecovolt. Говорить о серийном производстве таких судов пока рано. Для них необходима специальная инфраструктура – развитая сеть заправочных водородных станций. С другой стороны, нет сомнений, что это перспективный вид водного транспорта, который не только экологичен, но и экономически выгоден судовладельцам. Сейчас мы видим общий рост спроса на электросуда, поэтому ожидаем, что суда с увеличенной автономностью за счет водородного топлива тоже могут быть востребованы», – прокомментировал Андрей Гурленов.

Технологиями применения водорода на водном транспорте занимается в России ряд научных организаций. Так, Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ) в рамках государственного заказа в 2023 году приступил к выполнению НИОКР по теме «Водородная энергетика на водном транспорте, разработка систем хранения и использования новых экологичных видов топлива».


Над проектом водородного судна работают и в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ) в Санкт-Петербурге. Также в КГНЦ решается вопрос получения сверхчистого водорода из углеводородного топлива, разработан опытный образец соответствующей установки. Еще один вопрос, который решается в КГНЦ, – это транспортировка водорода. Ведется поиск технологических промышленных партнеров.


О том, что будущее судоходства – за электродвижением, в эфире телеканала «Россия-24» заявил и глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. По его мнению, эпоха электродвижения наступит на горизонте 10-20 лет. Однако вопрос заключается в том, какие элементы питания для этого будут использоваться. Если посмотреть на международный опыт, то водород действительно рассматривается в качестве хорошей перспективы для использования в судоходстве. Так, в июне текущего года классификационное общество DNV подписало контракт на классификацию четырех современных судов для пуско-наладочных работ (CSOV), заказанных норвежским оператором оффшорной ветроэнергетики Edda Wind. Суда будут подготовлены к работе с нулевым уровнем выбросов на основе концепции жидкого органического водорода (LOHC) в дополнение к готовности к работе с метанолом. Суда планируется поставить в 2025-26 годах. Со своей стороны, итальянское классификационное общество RINA и компания Eni также в июне подписали соглашение о совместной разработке проектов в сфере декарбонизации, в том числе водного транспорта. В частности, соглашением затрагивается возможность использования биотоплива, гидрогенизированного растительного масла (HVO), производимого Eni на своих заводах по переработке биоотходов, расположенных в Венеции и Геле, а также других энергоносителей, таких как «синий» или «зеленый» водород и аммиак, произведенных из биогенного или отработанного сырья и с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На наш взгляд, до массового коммерческого использования судов на водороде пока еще далеко. Разработка таких судов в России осложняется необходимостью импортозамещения комплектующего оборудования. Такие суда на нынешнем этапе могут быть востребованы в сфере пассажироперевозок, в первую очередь в прогулочном сегменте. Однако для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру.


Текст и Фото: ПортНьюс https://portnews.ru/comments/3393/


תגובות


bottom of page